Европолиграфия - типография в Воронеже
С ювелирностью исполнения. Точно в срок.
Технология работы с металлическими печатными формами


ГЛАВНАЯ
О ТИПОГРАФИИ
ПРОДУКЦИЯ
КАЛЕНДАРИ 2014
ПРОИЗВОДСТВО
БУМАГА
ТРЕБОВАНИЯ
ВАКАНСИИ
СЛОВАРЬ
КОНТАКТЫ
 


Стандартный процесс при полноцветной печати состоит из получения цветоделенных фотоформ (диапозитивов) для 4 основных цветов - голубой (cyan), пурпурный (magenta), желтый (yellow) и черный (black), их монтажа, копирования (переноса изображения на металлические формы), проявления форм и печати тиража. При многоцветной печати каждому печатаемому цвету соответствует свой диапозитив и печатная форма.

Существуют две технологии работы с пленочными оригиналами: позитивный и негативный. Они отличаются только видом пленки и металлической пластины, на выходе получаются внешне одинаковые печатные формы. В России и европейских странах традиционно наиболее распространены позитивные пленочные оригиналы, в США - негативные. Принципиально обе технологии одинаковы. Достоинство позитивного способа - в простоте монтажа, так как диапозитивы можно располагать на монтажной пленке в несколько слоев. Негативный требует больше времени на монтаж (даже простое накладывание двух изображений здесь представляет определенную сложность - нужно вырезать окошки в маске, ограничить контуры и т.п.), но зато более неприхотлив и не требует соблюдения особой чистоты пленки.

1) Фотоформы, или диапозитивы, обычно получают после компьютерной верстки на фотонаборных автоматах (ФНА). Эти устройства сходны с принтерами, но осуществляют вывод не на бумагу, а на фоточувствительную пленку. После вывода пленка проявляется, как правило, в отдельном проявочном устройстве.

Другой, устаревший на сегодня способ получения пленок - фоторепродукционный. При этом цветоделение и растрирование выполняются с помощью цветных фильтров и растровых экранов. Здесь мы его не рассматриваем.

2) Монтаж пленок необходим, если формат ФНА меньше формата печатного листа, и изображение составляется из двух или большего числа пленок. Таким образом можно исправлять некоторые ошибки верстки, либо менять элементы изображения на отдельных формах. Но и в тех случаях, когда формат ФНА позволяет выводить всю полосу целиком, этап монтажа присутствует, так как это экономит время на приладки в процессе печати. Эта работа выполняется на монтажном столе с нижней подсветкой. Для контроля точности совмещения используются сильная лупа или микроскоп. Процесс монтажа существенно облегчается, если на столе имеется координатная сетка с разметкой, обозначающей границы и осевые линии печатного листа, офсетной формы и запечатываемой площади.

Наилучшее качество совмещения достигается при использовании штифтовой системы приводки. Полноценная система подразумевает, что печатная машина оснащена штифтами для установки форм и укомплектована перфоратором, пробивающим отверстия в формах, точно соответствующие положению штифтов на машине. При этом технология позитивного монтажа выглядит так:

1. Перфоратором пробивают монтажные отверстия в 4 листах монтажной пленки (астролона) и в 4 офсетных пластинах.
2. На монтажном столе размещают штифты, соответствующие пробитым отверстиям, и помещают на них первый лист монтажной пленки.
3. Ориентируясь по координатной сетке, размещают диапозитивы одного из цветов эмульсией вверх (текст должен читаться зеркально) и прикрепляют их скотчем к монтажной пленке. Обычно начинают монтаж с “рисующей” краски, то есть той, которой соответствует наиболее насыщенный и плотный диапозитив. При полноцветной печати это, как правило, диапозитив пурпурной или голубой краски.
4. Поверх первого смонтированного листа кладут следующий лист монтажной пленки и размещают на нем диапозитивы следующего цвета, добиваясь точного совмещения приводочных крестов первого и второго цветов. После совмещения по крестам необходимо проверить, как совместились критичные элементы изображения (выворотки, кромки фотографий и т.п.).
5. Затем второй лист снимают и по очереди монтируют остальные цвета, накладывая их на первый лист монтажа.
6. Помещают в копировальную раму пробитую офсетную пластину чувствительным слоем вверх и вкладывают в ее отверстия специальные штифты уменьшенной высоты.
7. Накладывают на нее, надевая отверстия на штифты, один из смонтированных листов пленками вниз (теперь текст должен читаться нормально, не зеркально).
8. Выполняют экспонирование под ультрафиолетовой лампой и проявление пластины. Затем аналогично изготавливают остальные пластины.
9. Закрепляют пластины на формных цилиндрах печатной машины, устанавливая их точно по имеющимся штифтам.

При аккуратном выполнении всех операций приладка в процессе печати практически не требуется.

Негативный способ имеет смысл применять, если не используются наложений нескольких изображений на одну монтажную пленку. Монтажная пленка в этом случае сделана из непрозрачного для ультрафиолетового света материала. Перед закреплением диапозитивов под них следует вырезать окошки для изображений.

Некоторые простые печатные машины не оснащены штифтами и перфоратором. Однако и в этом случае можно использовать принцип штифтовой приводки. Для этого нужно приобрести штифты “россыпью” и самоклеящиеся монтажные лепестки с отверстиями под эти штифты.

3) Экспонирование (перенос изображения с подготовленных пленок на металлические формы) выполняется на фотокопировальной раме контактным способом. Для наилучшей эффективности и качества спектр излучения ламп должен быть в диапазоне 380-430 нм. Источником излучения может быть ртутная или металло-галидная, в виде колбы или стержня лампа мощностью от 1 до 6 кВт.

Процесс настройки экспозиции на конкретный сорт офсетных пластин занимает много времени, но проводится всего один раз, при монтаже копировальной рамы. Рекомендуется также экспозицию проверять после каждой смены ламп копировальной рамы.

Время экспонирования на копировальной раме с ультрафиолетовой лампой мощностью 3 кВт составляет примерно 15 секунд, на однокиловаттной раме соответственно около 40 секунд. Эти цифры приблизительные; величину экспозиции необходимо подбирать в каждой типографии экспериментальным путем, т.к. на нее влияют параметры электросети и климатические условия. Для ускорения процесса подбора выдержки можно пользоваться специальными безрастровыми шкалами с градациями серого. Для этого образцы пластин экспонируются и проявляются в рабочих режимах и качество получаемых форм сравнивается с рекомендациями изготовителя пластин. Для экономии материала можно нарезать одну пластину на кусочки, достаточные для размещения контрольной шкалы и экспериментировать с этими кусками. Применение этих шкал описывается в инструкциях, приложенных к ним. Шкала имеет безрастровый проградуированный от 1 до 14 серый клин, полученный фотографи ческим способом и микроштриховые позитивные и негативные миры. После экспонирования и проявки часть клина остается прозрачной, а другая часть приобретает черный цвет. По местоположению линии раздела этих участков можно судить о правильности подбора экспозиции. Обычно эта узкая зона должна быть в области цифр 6-8. Разрешающая способность по штриховой мире у большинства пластин должно быть 12-6 мкм (полную насыщенность имеют штрихи толщиной 12 мкм и около двух третей штрихов толщиной 6 мкм).

Хотя пластины и допускают обработку при дневном освещении, рекомендуется сократить время пребывания не проявленных пластин на свету до минимума (2-3 минуты). Под лампами дневного света пластины засвечиваются быстрее. По этой причине там, где серьезно подходят к организации процесса, формные отделения оснащаются специальными светильниками желтого цвета.

Не забывайте следить за чистотой оптики и стеклянных поверхностей копировальной рамы. Мы рекомендуем для этой цели пользоваться) стеклоочистителем CV16, от крупнейшего производителя этих установок, американской компании nuArc, который в отличии от воды и спирта, не оставляет разводов при высыхании.

Очень удобны проявители, которые могут поставляется в виде порошка, поставляемый в пластиковых баночках по 300 г. Этого количества хватает для приготовления 5 л раствора. Растворять порошок следует при температуре 40-50 С, а проявлять пластины - при 25-30 С. При более низких температурах процессы идут медленнее. Если необходимо сократить время на подготовку проявителя, можно закупать его в виде жидкого концентрата.

Проявлять пластины лучше с использованием специальной проявочной машины (процессора), но можно делать это и вручную. При ручном способе необходимо погрузить пластину в кювету с проявителем или просто обильно полить ее проявителем, а затем тампоном или мягкой щеткой плавно, без нажима протирать поверхность формы до полного осветления пробельных участков. Они должны приобрести чистый серебристый цвет. Будьте внимательны - недопроявленные участки задубливаются от соприкосновения с воздухом, поэтому не следует торопиться вынимать форму. Перепроявить форму довольно сложно - это может произойти, только если форма проявляется при ярком свете или в слишком концентрированном проявителе.

Затем следует промыть пластину проточной водой и покрыть консервантом. Этот консервант обеспечивает длительное хранение форм, предотвращая окисление. Но даже в тех случаях, когда формы сразу идут в печать, их следует покрыть консервантом хотя бы на одну минуту: эта операция улучшает гидрофильные свойства пробельных элементов и способствует более чистой, четкой печати.

Некоторые проявочные машины выполняют автоматическое гуммирование форм на выходе.

5) Kорректировка. Если на форме необходимо внести изменения (удалить нежелательные элементы изображения и помарки, такие, как тени от кромок пленок и скотча), следует пользоваться корректирующей жидкостью либо карандашом для минус-корректуры. Добавить печатные элементы (например, закрасить “дырки” на плашках) можно карандашом для плюс-корректуры.

Перед внесением корректуры поверхность формы необходимо обезжирить и высушить. Если оборотная сторона формы остается влажной к моменту установки на формный цилиндр, в дальнейшем возможны проблемы. Дело в том, что влажная форма прилипает к цилиндру и ее очень трудно подвинуть даже при отсутствии натяжения. Если Вы попытаетесь переместить влажную форму механизмом угловой приводки, это может привести к деформации, “пузырям” или разрыву штифтовых отверстий.

6) Печать должна производиться с соответствующим увлажняющим раствором. Мы рекомендуем следующий состав и порядок приготовления увлажнения:

1. В водопроводную воду, отстоявшуюся в течение получаса, добавляйте малыми порциями концентрат, перемешивайте и измеряйте показатель кислотности рН. В большинстве случаев следует устанавливать рН=5,0-5,5. Для измерения рН удобнее всего пользоваться электронным прибором (Electronic pH-meter), так как десятые доли рН с помощью лакмусовой бумаги измерить невозможно.

2. В получившийся раствор добавьте от 5 до 15% изопропилового спирта, и если вам предстоит длинный тираж - около 5% консерванта, такая добавка не ухудшает печатные свойства, но защищает печатные элементы формы от агрессивного воздействия изопропилового спирта. При печати на мелованных бумагах мы рекомендуем добавлять спирт даже для машин с “не спиртовым” увлажнением. Уменьшая поверхностное натяжение, добавка спирта позволяет обеспечивать равномерное смачивание формы при меньшей подаче увлажняющего раствора. Кроме того, за счет испарения спирта форма и увлажняющий раствор охлаждаются, что улучшает условия печати. Высыхание влаги на оттисках также ускоряется.

Этот состав является базовым и дает хорошие результаты при обычных условиях работы. В ряде случаев может потребоваться изменение пропорций или применение других добавок. Отчасти эти случаи будут обсуждены ниже, но, как правило, каждый раз приходится решать возникающие проблемы экспериментальным путем. Ниже, в разделе “увлажняющие растворы” описываются критерии, по которым можно оценивать качество увлажнения, и внешние признаки по которым можно распознать причину возникновения той или иной технологической проблемы.

7) Хранение использованных пластин возможно в течение длительного времени (до 2 лет). Для предотвращения от окисления их следует протереть готовым раствором гуммиарабика и убрать в темное место. Перед повторным использованием консервант удаляется чистящим средством. Покрытую им форму можно, не смывая, поместить на стеллаж, а перед тиражом протереть обычной водой или увлажняющим раствором.

Металлические печатные формы
Технология работы с металлическими печатными формами
Серебросодержащие печатные формы
Технология Computer-to-Plate
<<<Назад
сделать стартовой в избранное контакты партнеры
   
Рекламный бизнес России

Авто справочник Документация для типографий
Copyright © 2004-2024 ООО "Европолиграфия Плюс" Типография.
Создание сайта для типографии – веб-студия "Алькор".

Rambler's Top100 Национальная Ассоциация полиграфистов